1.Движение и пространство в изобразительном искусстве.стр.4 |
Ритмичное чередование форм, игра пропорций пространства между формами, целостность и твёрдрсть композиции, а также учитывание психики человека в допустимом или недопустимом пространстве – всё это меняет вид в архитектуре наших городов, более того, имеет положительное влияние и на самого человека. Давно известно, что в красивом, гармоничном интерьере человек чувствует себя спокойно, сдержано, подтянуто. Эта красота обязывает его быть внимательным к окружающим, вежливым, предупредительным, что исключено в условиях тесноты, неудобных входов и выходов и т.п. Другими словами, архитектура воспитыает человека, и для этого у неё достаточный арсенал художественных приёмов и богатый опыт, накопленный архитектурой всех эпох и народов.
Рассмотрим вторую часть проблемы в изобразительном искусстве: «Формы пространства, помогающие или мешающие движению». Пространство между формами – это и есть пространство формирующее движение. Например, впечатление быстрого полёта птицы усиливается, если пространство за птицей обозначено стреловидной формой, «ударяющей» между телом птицы и внутренним контуром его крыла, а внешние линии птицы обтекаемые, плавные. Таким образом, пространство не мешает движению, а усиливает его. При изображении бегущего коня, работа простора усложняется, поскольку конь имеет вес, уменьшить силу которого необходимо особым построением пространства: «удержать» коня в воздухе во время бега поможет пространство «бьющее» снизу. Впереди бегущего коня, необходимо уменьшить величину пространства и увеличить обтекаемость его форм для свободного увеличения свободы движения в пространстве. За конём пространство должно быть «бьющим». Игнорировать работу пространства, не считаться с этим фактором невозможно, поскольку формы пространства связаны с определёнными эмоциями, способными влиять на смену сюжета и смысла произведения. Если в пейзаже, например, уменьшить масштаб фигур, строений, расположенных на земле, то увеличится простор неба, а уменьшение простора неба увеличивает движение на зрителя изображённых на земле объектов. Неуважение к формам пространства приводит к ошибкам, исключает доверие зрителя к изображённому движению. Например в одной из картин А. Дейнеки изображены спортсменки, прыгающие через барьер. Анатомично изображено правильно, но самого движения нет. Фигуры спортсменок статичны, как на остановленном кинокадре. Получилось это из-за ряда причин: во-первых, одна нога спортсменки поднята над барьером почти в горизонтальном положении, а вторая ещё находится по той бок барьера. Создаётся впечатление, что спортсменка зацепилась ногой за барьер и это остановило движение, во-вторых, фигуры спортсменок изображены почти вертикально и пространство, расположенное перед ними, становится фактором препятствующим их движению, втретьих, в прыжке спортсменок изображён только один миг движения, настоящий, и не угадывается ни прошедший ни ни будущий миг движения. Всё это и привело к статике изображения. Художникам известно, что В. Сурикову в процессе работы над картиной «Боярыня Морозова» пришлось увеличить снизу размер полотна, только тогда сани «поехали». А дело всё в том, что для максимального изображения движения необходимо пространство для разгона. У Сурикова его сначало не было, и сани будто «держал» подрамник. То же мы наблюдали и в приведённой раньше картине Дейнеки, когда одна нога спортсменок «задерживается» барьером. Иногда можно наблюдать нежеланную двойственность в восприятии изображения: имеетя в виду форма пространства, созданная другими формами, что замыкают его. Такое пространство иногда ассоциируется с каким-либо животным, фигурой человека. Зритель по очереди видит, то изображение основных форм, (пространство при этом уходит вглубь), то на первый план выходит пространство, и ясно читается нежеланная ассоциация. Чтение подобных ассоциаций – признак антихудожественности: такие Используются технологии uCoz
|