1.Движение и пространство в изобразительном искусстве.ч2 |
~ на главную ~ |
где много прямых углов, также неприятно через ассоциацию блуждания за назойливой
указкой. Внутренние стены, перегородки неправильно спланированные (особенно в
жилых домах) воспринимаются как препятствия, ограничения, запрет. Лестницы иногда строятся без учёта удобного подъёма и, что ещё важнее, - спуска, при котором чувствуется простор, не тянущий вниз. 2. В современной многоэтажной архитектуре, к сожалению, нет поэтичной гармонии пропорций и игры ритмичных расстояний пространства, что радует взгляд. Строения похожи друг на друга и за формой напоминают решётки радиаторов автомашин. Высота «радиаторов» и ширина их торцевой части гармонируют так, что всё строение кажется шатким, не имеет крепкой основы. Приблизительно так же действует на психику людей и пространство вокруг такого сооружения. Большое количество горизонтальных, вертикальных линий и форм образует много прямых углов, делает строение догматичным, черствым, стиль которого тоска. Зачастую выходит так: всё выглядит благополучно в эскизе, проэкте, а при реализации всё изменяется в худшую сторону. Причина кроется в том, что приоритет отдаётся форме ради самой формы, а челове к его чувствами, настроением остаётся в стороне. 3. Передвижение человека без препятствий в пространстве всегда ассоциируется с ощущением свободы, а сам простор от этого увеличивается. А простор, где создающие его формы мешают друг другу, воспринимаются нами как тиски, сковывающие движение. Пространство, при этом, кажется ещё меньше, чем есть в действительности, чувство простора пропадает, если человек находится в условиях тесноты. В последнем примере наблюдается парадокс: человек находящийся в окружении других людей чувствует себя одиноким, ограниченность пространства разъединяет людей. Гармоничным пространством можно считать то пространство, в котором человеку свободно, уютно и не хочется никуда уходить. Приятно сознавать, что перечисленные выше просчёты современной архитектуры стали поняты, о них говорят, думают, таким образом, в недалёком будущем архитектура наших городов станет разнообразнее, гармоничнее и, что самое главное, человечнее. Как не вспомнить античную архитектуру, о гармонии и красоте которой сказано немало, но основное её достоинство то, что она не давила на людей, не унижала их. Все формы античной архитектуры строили пространство с учётом его эмоционального влияния на человека, главная цель – величие человека. В наше время, вопрос человечности архитектуры принимает особое значение, и это не случайно потому, что из всех видов искусства именно архитектура способна либо продлить время жизни человека, либо укоротить его. В свете такой постановки вопроса, к месту будет высказать ряд размышлений и пожеланий относительно улучшения нашего градостроительства. Очевидно стиль следует рассматривать как подобность всех форм с одною, несмотря на их разнообразие. Раньше уже говорилось о надоедливости и однообразности форм и линий современной архитектуры. Никто не станет возражать, что горизонталь и вертикаль – основа любого строения. Но увеличение вертикалей и горизонталей ещё не создаёт |