1.Движение и пространство в изобразительном искусстве.стр.1 |
Изобразительное искусство статично по своей природе. Показ реального движения здесь полностью исключается. Перед художником стоит задача – создать у зрителя чувство движения* изображённого в произведении. Для решения этого непростого задания в распоряжении художника есть достаточный запас художественных средств, накопленных изобразительным искусством за всю историю его существования. И всё таки проблему движения во взаимосвязи с пространством и временем ещё нельзя считать решённой в изобразительном искусстве. Охватить её всю, понять до конца почти невозможно, поэтому в книге рассмотрены только узловые моменты, которые смогут помочь дальнейшим поискам и находкам. Имеет смысл сначала остановиться на проблеме взаимосвязи движения и пространства, разделив её на две части: 1. движение форм которые строят пространство 2. формы пространства, что помогают либо мешают движению. В вопросах движения, пространства и времени художник выходит из таких основных положений: движение и пространство – формы существования материи, материя существует во времени и пространстве. И жизнь человека – часть материального мира – тоже подчиняется этим законам: вся наша жизнь, деятельность текут во времени и пространстве. Пространство постоянно окружает нас, воздействует на нас, его разнообразность формирует психику человека. Большую роль в восприятии человеком пространства играет архитектура, поэтому одна из проблем – движение архитектурных форм, создающих пространство, - наяву проследить на архитектурных формах построение ими пространства**. Поскольку архитектура - вид искусства, то цель её, как и всего искусства в целом, эстетично воздействовать на человека, что обязывает архитекторов в первую очередь думать о человеке. В архитектуре принято располагать объёмами, но в данном случае нас интересуют не объёмы, а пространство и его влияние на человека, потому, что человеку надо жить, трудиться и отдыхать в пространствах, созданных архитектурой. Если посмотреть на архитектуру, как искусство форм, строящих пространство, то придётся остановиться на основных просчётах современной архитектуры в создании пространства. Создание архитектурных форм без учёта построения ими пространства делает большинство современных проэктов всего мира однообразными, нудными, негативно влияющими на психику людей. Эти просчёты видны в трёх основных направлениях: 1. Долгие, узкие и полутёмные коридоры некоторых административных зданий сужают пространство и угнетающе влияют на психику людей. Вызывают тоску стены с плотно закрытыми дверями кабинетов с обоих сторон таких коридоров. Неуютно, тесно человеку в этом пространстве, хочется скорее вырваться отсюда на простор к свету. Низкие потолки сжимают простор, вызывая чувство придавленности. Человек в таком помещении чувствует себя неуютно, униженно. Не лучше и другая крайность – слишком высокие потолки при небольших размерах. Здесь чувствуешь себя опущенным на дно колодца. Так же неуютно мы чувствуем себя в пространстве улиц с небоскрёбами по обе стороны. Интересно подметить, что небоскрёбы, поднимающиеся ввысь, не возвышают человека, а давят его своей величиной, создавая впечатление опущения его в бездну. То пространство,
*считаем, что читатель понимает слово «движение» относительно изобразительного искусства как образ движения. |