начальное движение |
За единицу скорости условно
возьмём спокойный шаг человека, но при
этом следует учитывать и направление
его движения. Рассмотрим примеры начального движения на примерах работ мастеров искусства. |
В картине Т. Жерико "Скачки", кони бегут справа налево, как-бы с последних сил, вернее, на границе напряжения сил.
Нам кажется, что они словно приближаются к нам, хотя и пройдут мимо. Объясняется это тем, что слева, внизу, не только начало движения в картине, а и мы, зрители, как бы находимся ближе к зоне начала.Любое напряжение появляется, как известно, лишь тогда, когда сила встречает противодействие, и тогда мы чувствуем действие этой силы. Вместе с тем признаемся: в этой картине присутствуют звуки топота, то есть слуховые ассоциации.(подробнее в главе "Движение и звуковые ассоциации") Это чувство наиболее остро ощущается именно с левой стороны. В данном случае слуховые ощущения усиливаются от того, что тёмные силуэты коней кажутся чем - то тёмным, резким, энергичным, а добавление к этому ощущения "веса" чёрного против белого, то слуховые ощущения ещё более усиливаются. Интересно отметить, что массивная чёрная туча, как правило, всегда опускается, давит вниз, а облака тёмные , но тонкие, зигзагообразные, стиснутые среди белого, становятся тоньше, чем настоящий размер, зато выигрывают в энергетичности. Ясно читаются голова чёрного коня и силуэты ног. Чёрное, стиснутое среди белого, становится настолько энергичным, что давит любое направление вверх. Белое имеет свойство расширяться, подниматься вверх, а встретив давление тёмного, тоже сжимается, станосится твёрже и простирает своё направление вверх. Черное, как правило, заслоняет движение белого, но белое не мешает движению чёрного. В данном случае белые кони, что бегут сзади с правой стороны, чувствуют давление чёрного сверху, и это выталкивает их движение справа на лево. |
|
В зеркальном отображении этого произведения, совсем другой эффект: бег коней быстрый, лёгкий, без преград. Они отдаляются, а не приближаются, а главное пропадают слуховые ощущения. Так в зеркальном отображении видно разницу впечатлений левого и прового полей изображения. Из приведенных примеров видно, что основное движение это движение слева - направо, т.е. за правилом движения часовой стрелки. Между прочим, наблюдения показали что цветы, цветущие раскрытием лепестков, распускаются за правилом движения часовой стрелки, а при рождении они свёрнуты против движения часовой стрелки. Может это и случайность, но всё это берётся во внимание, когда изучается столь новое и важное явление. ...Рассмотрим ещё один пример. Перед нами картина М. Врубеля "Демон". |
В авторском изложении Демон повёрнут в зону остановки движения, или, как говорилось выше в зону тупика, в левую сторону, это усиляет напряжение печали, связанных сил и подчёркивает, (что очень важно) обстоятельства времени; кажется Демон давно так сидит и будет сидеть нескончаемо долго, тогда как в зеркальном отображении. Демон после тяжёлой борьбы отдыхает в полной готовности встать, двигаться, бороться, ибо перед ним свободный путь, т.е. зона неоконченного развития. |
|
Игнорирование возможностей правой и левой стороны картинного поля часто снижало художественную ценность и выразительность даже у неплохих художников. Пусть это лучше учитывается художниками в их творческой работе. |