практические советы художникам |
1. В изобразительном искусстве, как и в других видах искусства, необходимы паузы. Это один из способов эмоционального влияния. Любая остановка в передаче движения – пауза. Паузы нужны между формами, их требуют и ритмы композиционного построения. Роль пауз неизмеримо велика: они усиливают подтекст произведения, вызывают у зрителя тревожное ожидание и вздох облегчения, выражают мгновенное затишье перед бурными событиями и ещё много других эмоций. 2. В этой книге уже определялось, что следует отстерегаться такого построения движения, когда предмет, который движется,как бы «склеивается» с подрамником или какой-то формой в картине. К сказанному следует добавить: если художник намерен выразить движение, его силу,то нужно образовать вокруг формы, которые двигаются, пространство. Разнообразное загромождение пространства ,где подразумевается сила движения, тут совсем неприемлима. 3. Пространства, которые «толкают», помогают усилить движение, должны быть сильнее выражены, чем пространства, которые мешают движению. Можно изобразить движение «с размаха», «с разбега», но только при условии "работы" пространства. 4. Существует много форм движения. Их надо хорошо знать и применять соответственно с задуманным произведением. Таким образом, движение бывает круговым, прямым, диагональным, вертикальным, горизонтальным, спиралеобразным, зигзагообразным, перекрестным, параллельным. Каждое из перечисленных форм движения имеет свои качества и свои выразительные особенности. Про некоторые названные формы движения достаточно сказано на страницах этой книги. Коротко остановимся на тех положениях, которые не были освещены выше. Похожие параллельные движения в соединении с контрастным движением способны выразить силу движения. Усиливает доверие к изображению в картине движения форм, которые перегоняют или опаздывают. Движения, направленные со всех сторон в центр композиции или во все стороны от центра, выражают панику, суету. Перекрестные диагональные движения останавливают движение. Движения по горизонтали и вертикали, если они пересекаются, не являются контрастными, а выражают остановку, конструктивность. Прерывность движения усиливает напряжение, а конец движения - это уже остановка. 5.Противодействием основному движению должно быть - контрдвижение, меньшее по силе первому. 6. Направление движения, его сила имеет большое эмоциональное влияние; например, если к движению добавить другое движение, которое пересекает первое под углом, тогда образуется впечатление длительности, мощности, стойкости, остановки движения. Столкновение форм движения, равных по силе, выражает борьбу, напряжение. 7. Идея какой – либо композиции начинается с движения. Его направления, скорость и форма - это первооснова каждой композиции. Кто не знает движения, не понимает его сути, тот ничего не знает и не понимает в композиции. Даже изображение тишины связано с движением: это медленные, плавные движения, движения которые не противоречат одно другому, а неспокойные движения усиливают звуковые ассоциации другого «окраски». 8. Обогащение смыслового впечатления движения в картине происходит через ритмы, которые определяют направление, скорость и формы движения. Все движения в природе, жизни человека, все действия жизни общества проникнуты характером движения, его скоростью и формой. Можно посоветовать каждому художнику (и человеку!) под этим углом зрения, (то есть движения, его скоростей, направлений и форм), посмотреть на свое творчество, искусство прошлого и настоящего, на события, судьбы отдельных людей, многое тогда откроется в новом образе. Даже катастрофические движения вызывают иногда позитивные явления жизни. 9. В декоративном искусстве, как и в любом другом, все начинается с движения. Будет ли это движение подъемным, волнообразным, плавным, стремительным, но это стержень композиции. Подъем, спуск, завихрения, плавные и резкие повороты- все это связано с чувствами человека, поэтому и с идеей произведения. Таким образом, вопрос движения (а в связи с этим и времени) – один из главных в творческом процессе. Образуя различный орнамент, декоративные формы и их гармонизацию, надо не отходить от поэтического задума, четко определив себе, что это будет и какое создаст настроение : будет ли это цветением весны, пышный праздник, нежное смущение, задумчивость, или это будет гимн влюбленности в жизнь. Из живой природы можно взять для каждого декоративного произведения только три формы: 1) главную (основную) 2) дополнительную 3) Обогатительную для первых двух форм. Этого вполне достаточно, чтобы образовать гармонично целостное произведение, помня при этом , что стиль происходит от главной формы, которая в тонкой пропорции должна входить в другую форму, не лишая ее своей индивидуальности. |