наибольшая скорость движения и зона пропасти

~ на главную ~


На примере скульптуры Э.А. Бурделя "Геракл - лучник"проанализируемо скульптурную композицию в эмоционально - осмысленных зонах пространства, попробуем проследить связь между движением и смыслом скульптуры Э.А. Бурделя. Сделаем это не только в авторском и зеркальном вариантах (рис.20), но и сменим для анализа авторскую постановку скульптуры так, чтобы правый бок скульптуры (при основной точке восприятия) стал основою, горизонтальной осью, из-за чего, как мы увидим дальше совсем изменится идея скульптуры.
В своей работе Э.А. Бурдель не только создал образ героя Древней Греции, но и показал символ человечества, могучие силы которого постоянно находятся в динамическом развитии и стремлении к постоянному совершенству. Это достигается не только пластикой скульптурной формы, но и гениальным решением связи идеи со структурой композиционного движения в эмоционально - смысловых зонач пространства. Основное движение скульптуры (рис.20) направленно в зону бесконечного развития.

рис.20а

Правая нога Геракла твёрдо стоит в зоне начала.Торс направлен зону деструкции, что создаёт чувство напряжённого подъёма. Силе, которая действует в зону падения (слева - напрво вниз по диагонали), противодействует левая опорная нога Геракла. Основное движение бедер, как и движение рук, направлено в зону бесконечного развития (ещё можно назвать эту зону - зоной свободного развития). Это движение подъёмной силы. Лук Геракла - полусфера, что ассоциативно окрыляет его движение. Таким построением движения в зонах пространства создаётся впечатление стойкости, возрастающей могучей силы, энергии и целеустремлённости подъёмного движения.

рис.20b

В зеркальном отображении (рис.20b) начисто изменён художественный смысл скульптуры. Огромная скорость падения скульптуры, что идёт из зоны деструкции, подталкивает Геракла в зону бездны, пропасти. Его выставленная вперёд нога соскальзывает со скалы. Формой лука он судорожно закрывается от неведомой угрозы, которая идёт на него из зоны деструкции, развала, и руки его устремленны в эту зону. Тяжесть подъёмного движения рук выражает страх, самозащиту. Тут уже не герой уверенный в своих силах, как в авторском варианте, а почти сломанный человек, что выпускает стрелу в последней надежде спастись.
Сменим положение скульптуры.

рис.21a

Теперь Геракл стреляет в зону пропасти. Напряжение сил пропало, ибо появляется сила диагонали наибольшей скорости падения направленной в зону пропасти. Создаётся ощущение , что стрела уже полетела, а вслед за ней свалится и сам Геракл. Правая его нога теперь еле цепляется за скалу, её как и всю фигуру тянет в зону пропасти. Он уже не герой, а человек которого преследуют. Кроме того, стрельба из лука в данном варианте, кажется бессмысленной. Ведь если он кого-то преследовал, так этот некто и сам пропадёт в зоне пропасти, поэтому стрелять из лука нет никакой надобности.
В зеркальном отображении последнего варианта, (рис.21b) это уже на просто человек, который преследует кого-то, а убийца, который притаился вверху.

рис.21b

Присмотритесь, ведь он стреляет в зону начала. В этой зоне развивается начальное движение, жизнь. Он своим луком остановил жизнь. Его торс закрывает любое движение вверх, в зону наивысшего развития. Так вовсе изменяется смысл одной и той же скульптуры в зависимости от взаимодействия динамических сил и эмоцианально-смысловых зон пространства.

...Движение против наибольшей скорости падения (из зоны падения в зону катастрофы) всегда увеличивает напряжённость, увеличивает драматизм, как в картине В. Сурикова "Боярыня Морозова".

А его картина "Переход Суворова через Альпы"

 пример блестящего построения композиции с применением стремительного движения в зону падения.
Вопросы правой и левой сторон картинной плоскости, зеркальное отображение картины, которое меняет смысл, давно волновали художников и искусствоведов, но поскольку законы построения движения не были ещё учтены, художникам оставалось только надеяться на интуицию, а можно было бы и на  знания.

Используются технологии uCoz