происхождение графического движения в искусстве

~ на главную~ 

Уже давно вошёл в жизнь способ рисования и чтения диаграмм, где началом обозначается левая часть чертежа внизу. Потом, как правило движение развивается снизу - вверх и слева - направо. Графично линия падения проходит сверху - вниз и направо. Предложенная здесь схема с первого взгляда кажется условно - традиционной..Этому способствует и принятая (в большинстве случаев) традиция писать слева - направо. Однако оказывается, что это обяснение наталкивается на возражение: например, дети, не знающие никаких правил изображения диаграмм, рисуют солнышко с левой стороны картины, считают, что это восход, т. е. начало, а когда рисуют солнышко с правой стороны, то думают, что это заход, т. е. конец пути.
смотри рис.1,2

рис.1

рис.2

Это означает, что их выводы абсолютно не связаны со знанием "условностей" диаграмм. Да и определение, что солнышко восходит слева, заходит вправо, может быть только при ориентировке взгляда на юг, но дети не знают, где юг, а где север. Более того, далеко не все дети знают, где лево и где право.
Наверное, не в привычках надо искать разгадку этих явлений, а в сложности психики человека, ибо если мы наблюдаем движение в жизни или на картине, то воспринимаем его без всяких сравнений и логичных раздумий. И то изменение смысла движения, которое наблюдается при зеркальном отображении объекта, уже достаточто убеждает, что восприятие движения в искусстве, намного складнее и глубже, чем предложенный традицией способ рассматривать движение по принципу построения диаграмм.
Есть предположения, подтверждённые некоторыми исследованиями, что даже даже слепые от рождения могут правильно ответить на вопросы направления движения, ибо для них движение - один с важнейших способов познания и ориентации в жизни. То. что левой рукой легче рисовать круг слева - направо, а правой справо - налево, никакого значения не имеет. Наконец, и прирожденный левша даёт правильные ответы согласно законам восприятия движения.
Не меняется восприятие законов движения и в тех случаях, когда есть привычка написания букв с наклоном справа - налево, как это принято у некоторых народов.
Таким образом константа восприятия движения остаётся до конца неразгаданной тайной.
Однако для нас, работников искусства, важно то, как это восприятие действует, и помогает в ежедневной практике всех эстетических специальностей, которые связаны с визуальным восприятием предметов искусства.
Используются технологии uCoz