1.Движение и пространство в изобразительном искусстве.стр.3

гармонию форм и ритмов, поэтому в борьбе со скукой и назойливостью требуются дополнительно насыщенные формы и линии, к которым относятся : диагональные формы и линии, закругленные, стрелоподобные, спиральные.
Вопросы обогащения основных форм дополнительными, выбор их определяется художественным смыслом, назначением данного объекта, учётом его эмоционального воздействия на человека. Каждая дополнительная форма, используемая для обогащения, несёт в себе заряд определённых эмоций. Например, округлые формы стремятся к мягкой пластичности; диагональные формы воспринимаются как сила мужской энергии, экспрессии; стрелоподобные формы, направленные остриём вверх, выражают стремление к вершинам, взлёт (готика); спиралеподобные формы, более других выражают движение, твёрдость, силу.
Особого внимания заслуживают стрелоподобные формы. Здания готического стиля при всём их стремлении вверх, не кажутся шаткими, плывущими, благодаря их твёрдой основе соединённой в одно целое с остальными формами строения.
Шпили строений «врезаются» в пространство, но и пространство в свою очередь растворяется в этих формах увеличивая чувство неподвижности и твёрдости строений – так выражается идея полёта и основательности, чего так не хватает современным «радиаторам».
Совсем иной смысл у остроконечных обелисков, не имющих твёрдого основания при направленности вверх. Они воспринимаются летящими, мгновенными, тогда как их идея увековечить память какого-либо события или человека.
Об архитектуре принято говорить как о замершей музыке. Но это не совсем так, ибо в архитектуре присутствует стремление к движению. Яркий пример этому готика, спиралеподобные колонны и т.д. У каждой формы есть только своя, присущяя только ей направленность к движению. Горизонтальные формы, например выражают спокойное движение, что в свою очередь ведёт к расширению простора, вертикальные формы – лёгкие, мгновенные, занимают мало места, при нагрузке сверху превращаются в символ неподвижности и твердости. Стремительными в своём движении кажутся светлые блестящие формы, направленные сверху вниз, а формы с очень тёмным акцентом, наоборот, останавливают движение. То же мы наблюдаем в чёрно – белом рисунке, где сильный контур сковывает движение и пространтво.
Каждая новая форма, приведенная для обогащения замысла, требует повторения (но не соперничества), где основною должна оставаться главная форма, иначе выйдет тот, же «стиль» скуки, только с оттенком одиночества.
В искусстве нет места догматизму, связывающему художника, поэтому слово «одиночество» требует пояснения. Так, в понятии «один» может быть вложена идея основного центра композиции, идея величия, а не то, что понимают под словом «одиночество». О численности форм, фигур входящих в композицию задумывался не один художник. Вопросы числа являются традиционными и простираются из глубин истории человечества: понятие «один» раскрыто выше, «два» - это любовь, дружба, либо ненависть, вражда. «Три» - основная гармония целостности, триумвират. «Четыре» - твёрдая основа, но с угрозой распада на две части и т.д.
Замечено, что непарная численность объектов в композиции создаёт основу гармонической целостности произведения. Есть два, проверенных практикой способа, построения целостности и твёрдости композици: первый – это хорошо продуманный центр, который притягивает и держит всю композицию, второй – основанный на движении форм, когда родственная форм меньшего размера притягивает к себе большую форму и держит весь сюжет. Примером могут служить стреловидные формы готики, где широкая, большая часть «стрелы» тянется за узкой.

< >